Все начиналось с творческого союза скрипача Леонида Лундстрема и пианистки Марии Воскресенской (он – племянник известного джазового музыканта Олега Лундстрема, она – дочь знаменитого пианиста Михаила Воскресенского). Концертная деятельность этого дуэта обратила на себя внимание публики еще в 80-е годы. Л.Лундстрем, работая в оркестре Большого театра концертмейстером, стал приглашать музыкантов из оркестра для участия в вечерах камерной музыки. Постепенно сложился коллектив из одиннадцати исполнителей: струнный квинтет, духовой квинтет и фортепиано. С недавнего времени он стал называться «Московский ансамбль камерной музыки «Традиция». В 2003 году из этого ансамбля выделилось трио – Мария Воскресенская, Леонид Лундстрем и Владимир Нор, – получившее имя «Лундстрем-трио».
Таким образом, творческий коллектив, руководимый Лундстремом, на удивление многолик. Музыканты могут объединяться в самые разнообразные составы и исполнять любую камерную музыку: дуэтную, для трио, квартета, квинтета, вплоть до… (Как правильно назвать ансамбль одиннадцати участников? Ундецимет?) В одном концерте могут прозвучать скрипичные сонаты Бетховена, валторновое трио Брамса, квинтет с кларнетом Моцарта, а в завершение вечера на сцену выйдут все одиннадцать музыкантов и сыграют, к примеру, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского или «Татарские буги-вуги». Репертуар ансамбля весьма широк; хотя его основу составляет классическая камерная музыка, в концертных программах присутствуют и различные аранжировки, в том числе джазовые, сделанные специально для этого ансамбля Олегом Лундстремом.
«Сердцевиной» многоликого коллектива все же является «Лундстрем-трио». За несколько лет оно успело побывать во многих странах мира (Франция, Испания, Бельгия, Польша, Япония, Китай, Корея); музыканты освоили ряд концертных площадок России: Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, музей М.Цветаевой, центр П.Слободкина, усадьбы Подмосковья (Мелихово, Захарово, Лопасня).
«Что такое камерная музыка? Это возможность совершенствоваться и одновременно наслаждаться самым чистым, самым совершенным искусством», – так говорил Леонид Лундстрем в одном из интервью. Слова эти можно было бы считать девизом «Лундстрем-трио». Исполнители никогда не останавливаются на достигнутом, не прельщаются очередным успешным выступлением. Постоянно расширяют свой репертуар, а если вновь обращаются к какому-либо произведению, то стремятся найти в нем новые, доселе невыявленные грани.
И классическая ансамблевая музыка в исполнении «Лундстрем-трио» воспринимается действительно как нечто прекрасное, совершенное, как источник чистого наслаждения. Никаких намеков на вычурность, манерность или стремление к оригинальности; искренность, проникновенность, глубина передачи мыслей и чувств – вот качества, присущие этому союзу трех музыкантов.
Мое знакомство с «Лундстрем-трио» началось с того, что я услышал знаменитое трио Чайковского «Памяти великого художника». Вспомнились слова Петра Ильича о том, что тембры скрипки виолончели и фортепиано, по его мнению, плохо сочетаются друг с другом. С этим трудно согласиться (кстати, Чайковский, написав музыку для такого состава, сам же эту мысль опроверг). Трио – в какой-то степени идеальный ансамбль: он позволяет и подчеркнуть индивидуальность его участников, и добиться слаженности, полноты звучания. Слушая игру «Лундстрем-трио», ясно ощущаешь своеобразие личности каждого из музыкантов: это страстная увлеченность, темперамент Леонида Лундстрема, благодаря которым постоянно поддерживается высокий эмоциональный тонус; деликатность и чуткость, строгость и волевая сдержанность Марии Воскресенской; мягкость и благородство исполнительской манеры Владимира Нора. При этом исполнителям всегда удается добиться сплоченности, они словно ведут дружеский разговор – искренний, доверительный. И этот живой диалог не может не увлечь слушателя.
Кто в трио главный? Обычно принято считать, что в камерном ансамбле все участники равноправны, что, назвав одного из них лидером, можно «обидеть» остальных. Но все же… Леонид Лундстрем – настолько яркая и своеобразная личность, что именно он и создает своеобразный облик коллектива (как трио, так и прочих «ансамблевых объединений», входящих в состав его «музыкальной корпорации»). Он – идейный руководитель, незаурядный музыкант и оригинальный мыслитель; разговаривать с ним о музыке, о композиторском и исполнительском творчестве можно бесконечно, и собеседник получает истинное удовольствие от его неожиданных, порой даже парадоксальных высказываний.
Коллективу Лундстрема, как было сказано выше, довелось неоднократно выступать за рубежом. Но у нас в Москве это имя встречается в концертных афишах довольно редко. Хотелось бы, чтобы искусство «Лундстрем-трио» и ансамбля «Традиция» стало доступно более широкому кругу российских слушателей, чтобы как можно больше любителей музыки имели возможность насладиться игрой этих музыкантов.
Григорий Рымко,студент III курса ИТФТрибуна молодого журналиста