Нина Старостина выступит на «Вторых Рифтинских чтениях»
Солистка Творческой мастерской, композитор и гуцинистка Нина Старостина выступит на «Вторых Рифтинских чтениях» - Международной конференции памяти Б.Л. Рифтина. Тема доклада – О ладовых и структурных особенностях музыки для циня эпохи Мин.

Доклад посвящен сборникам музыки для циня эпохи Мин как своеобразному зеркалу того времени, их общим чертам и различиям. Среди тридцати девяти сохранившихся сборников для циня особого внимания заслуживает первый из них — «Шэньци мипу» («Чудесные тайные ноты», 1425), вышедший под редакцией принца Чжу Цюаня, на котором мы и сконцентрируемся в этом докладе. Музыка для циня эпохи Мин обладает своим специфическим и узнаваемым музыкальным языком, с одной стороны, наследующим традиции эпох Тан и Сун, с другой — отразившим взаимодействие китайской и иностранной музыки того времени — как центральноазиатской, так и западноевропейской (это взаимодействие мы рассмотрим с помощью конкретных музыкальных примеров).

Несмотря на последовательную программность минских пьес для циня, их структура логична и закономерна.

В музыке для циня эпохи Мин получил развитие старинный непрограммный жанр дяо'и («смысл лада», т. е. настройка, тип прелюдии, настраивающий на лад и интонационное содержание последующих пьес), который почти исчезает в эпоху Цин.

Особое место занимает вопрос о типах настройки циня в эпоху Мин, их количество и «выживаемость»; ладовый аспект (пентатоника и гептатоника в пьесах для циня; применение хроматизмов).

iocs.hse.ru