Надо обеспечить устойчивую и стабильную государственно-политическую систему – это важно всегда, но особенно в предвыборный период Президент России Владимир Путин, Ежегодное послание Федеральному собранию 2021 Граждане России будут уважать и любить свое государство, его руководство и его учреждения только тогда, когда они будут представлены достойными, компетентными и доброжелательными людьми. Такими, как Владимир Путин, например – недаром за него на выборах голосуют от 70 до 90 и более % избирателей. Замечательный санкт-петербургский композитор, заслуженный деятель искусств России Сергей Баневич, Интервью газете «ЗАВТРА» 21.01.2019 В преддверии выборов в Государственную Думу России, предстоящих нам в начале сентября этого года, некоторые силы внутри страны – сознательно или нет – способствуют напряжению политической ситуации, провоцируя недовольство действующей властью со стороны законопослушных, образованных и патриотично настроенных граждан, как взрослых и состоявшихся, так и молодых людей. И – вы удивитесь – речь идет совсем не о Навальном, навальнистах и навальнятах – а о руководстве одного из ведущих музыкальных вузов страны – Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке, а если быть более конкретным, о нынешнем ректоре ВУЗа Анне Иосифовне Щербаковой.
Придя в МГИМ имени А.Г. Шнитке 31 декабря 2015 года из РГСУ, Анна Иосифовна, по словам преподавателей и студентов института, почувствовала себя, как в известной сказке Пушкина, «владычицей морскою», и начала руководить коллективом так, как будто бы ВУЗ является ее частной собственностью. На сайте МГИМ Анна Иосифовна лично своей замечательной персоной занимает четыре верхних управленческих строчки штатного расписания, не возглавляя разве что студенческий совет.
У Анны Иосифовны есть муж – племянник композитора Кабалевского – пианист и педагог Василий Федорович Щербаков и есть близкий по взглядам и по духу ее соратник и коллега, профессор МГИМ имени А.Г. Шнитке, заведующий кафедрой оркестрового мастерства, руководящий также в институте а) художественным советом (в настоящее время расформирован – навсегда ли?), б) и в) двумя оркестрами и г) оперным театром, Игорь Юрьевич Громов – дирижер, чье главное достижение, как указано на сайте ВУЗа, постановка оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» причем, не где-нибудь Большом, Мариинке или Ла Скала, а… «на фестивале в одном из старейших российских театров в городе
Тамбове».
К слову, именно этот Громов, подчиненный и верный сподвижник Анны Иосифовны, прогремел сначала на всю Москву, а потом и на всю Россию тем, что подал иск на 300.000 рублей… к собственной студентке-отличнице, которая должна была получить красный диплом, но вместо этого была беспричинно отчислена из вуза с последнего курса. Неслыханное дело! В суд защищать студентку от иска преподавателя пришли действующие и бывшие его коллеги!
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=193236... За прошедшие пять с половиной лет ректорства Щербаковой выяснилось, что одно из главных, если не самое главное направление ее работы – это увольнение и выживание наиболее известных и уважаемых педагогов ВУЗа. Некоторые, знакомые с ректорской деятельностью Щербаковой в ВУЗе, называют ее деятельность очень простым, емким и понятным словом ПОГРОМ.
На сегодняшний день за время ее ректорства речь идет о более чем тридцати уволенных и выжитых созданием невыносимых условий (!!!) педагогов высочайшего класса. Реальное же количество людей, ушедших из института с приходом Щербаковой – больше полусотни. Уходили не только преподаватели, но и другие работники института, в т.ч. технический и вспомогательный персонал. Менялись структура и штатное расписание, должности сокращались, но потом эти вакансии открывались снова, а на них уже были совсем новые и неожиданные люди. Обязательно следует отметить, что МГИМ – ВУЗ сравнительно небольшой, преподавателей там в разы меньше, чем, например, в консерватории или Гнесинке, и ротация нескольких десятков человек там очень заметна. В каждом структурном подразделении сменилось от 20 % до 70 % сотрудников. Ни при одной смене руководства прежде даже близко не было такого количества ушедших уважаемых людей, в т.ч. всемирно известных музыкантов, народных и заслуженных артистов России, профессоров, доцентов, большинство из которых были вынуждены уйти из-за сознательного создания им со стороны Щербаковой невыносимых условий работы.
Отношение ректора Щербаковой к студентам ничуть не лучше: их она называет «шариковыми, не имеющими права на собственное мнение»
(). Не о таких ли как Щербакова говорил Президент России Владимир Путин: «Нужно строже подходить к тем людям, которые, как вы сказали, хамят, но при этом занимают какое-то должностное положение»
(https://www.rbc.ru/politics/30/01/2020/5e3305ea9a7...) По мнению главы государства, таких чиновников нужно «выметать из органов власти и управления».
Читая статью в Википедии, посвященную Анне Иосифовне Щербаковой, родившейся в Москве 17 сентября 1968 года, мы обнаруживаем, среди прочего, что «некоторые из ее работ переведены на английский и украинский языки» – то есть на языки главных оппонентов России на международной арене. Почему так? С английским понятно – это язык международного общения, но что связывает Анну Иосифовну с Украиной? Не поэтому ли она выдавливает из института музыкантов, дающих благотворительные концерты на Донбассе и попавших за это на бандеровский сайт «миротворец» (сайт организации, запрещенной в России)? Например, авторитетнейшего педагога-скрипача Леонида Лундстрема, племянника великого джазового музыканта советской эпохи Олега Лундстрема? И уже выдавила лауреата национальной оперной премии «Онегин», дирижёра и педагога Андрея Рейна, который также давал благотворительные концерты на Донбассе и также числится в проскрипционных списках укронацистов из организаций, запрещенных на территории России.
До прихода на пост ректора МГИМ имени А.Г. Шнитке Щербакова, судя по ее биографии и перечню научных работ, ни сном, ни духом не имела понятия ни о самом композиторе, чье имя носит институт, ни о его музыке. Почему же вдруг она так резко превратилась в рьяную шниткоманку, сдружилась с вдовой композитора, заагитировала ее в свою поддержку? Неужели это не более чем конъюнктура? Щербакова приняла на вечное хранение обветшалую мебель и другие вещи из двух квартир Шнитке. Теперь имущество композитора в институте есть, а его дух исчез. Альфред Гарриевич не любил никакой показухи, его воротило от пошлости и примитивности. В его музыке отчетливо слышно стремление к идеалу, к духовному возрождению человека. В этом смысле он очень близок Брукнеру, одному из своих любимейших композиторов
(Вторая симфония Шнитке носит название «Сан-Флориан» по имени монастыря, в котором Брукнер служил органистом). Достойно ли имя композитора того концлагеря и одновременно балагана, в которые, по общему мнению, превращается институт при ректоре Щербаковой?
В последнем новогоднем поздравлении Щербакова назвала студентов ВУЗа дорогими «шнитковчанами» и «шнитковчанками», что является верхом дурновкусия и бессмыслицы
(). При этом она же называет их публично «шариковыми, которым запрещено иметь и высказывать собственное мнение», и открыто грозит преподавателям «злобным и очень злобным» руководством.
Критическому положению преподавательского состава и студентов ВУЗа под управлением г-жи Щербаковой посвящено «Открытое письмо по ситуации в МГИМ им. А.Г. Шнитке», подписанное более чем сотней человек, имеющих непосредственное отношение к институту. Многие из них столкнулись с беспрецедентным давлением на себя со стороны ректора и настойчивым требованием об отзыве подписей. Это письмо опубликовано на сайте Сlassicalmusicnews.ru:
https://www.classicalmusicnews.ru/news/mgim-open-l... Есть и еще одна публикация на том же сайте, подтверждающая с объективной точки зрения факты, изложенные в Открытом письме. Это письмо заслуженного деятеля искусств РФ, профессора А.А. Козырева:
https://www.classicalmusicnews.ru/articles/mgim-sc... Профессор Козырев, в частности, отмечает:
«Были отменены многие предметы в ВУЗе, среди них и те, которые я вёл («История народно-певческого исполнительства», «Древнерусское певческое искусство», «Основы сольной импровизации», «Аранжировка народной песни», «Педагогическая практика».) Причём всё происходящее не обсуждалось и никем не объяснялось». Встает закономерный вопрос: а не является ли Щербакова воинствующим русофобом? И если это так, что она делает в кресле ведущего российского музыкального ВУЗа Москвы?
Замечательно, что из 52 комментариев под Открытым письмом, за исключением одного (!!!) под многозначащем в данном случае ником Анна, все остальные (!!!) поддерживают позицию оппонентов ректора и резко осуждают деятельность Анны Щербаковой.
Приведем некоторые из них:
Борис Лифановский (отвечает «Анне»):
В течение последних 5-6 лет Институт имени Шнитке покинули многие значимые педагоги. Не вижу причин, по которым широкий круг музыкантов не должен знать о той ситуации, которая сложилась в этом учебном заведении. Тем более в случае, когда высокопоставленный педагог подаёт на исключенную студентку иск о защите чести и достоинства. Это говорит о том, что в МГИМ есть какие-то серьёзные проблемы. Айк Григорян:
Как-то общался с ректором Шнитке Щербаковой А. (…) Принцип приема на работу был таким – вы приходите с 9-ю учениками, которые заплатят по 500.000 за год обучения и мы вас берём на работу. И приводила пример каких она замечательных педагогов набрала из регионов Николай Подгорнов (член Союза театральных деятелей РФ):
Институт – бюджетное учреждение, государственное. Это не Ваша собственность, уважаемые Анна Иосифовна и Игорь Юрьевич. Это деньги Государства Российского, его бюджета, граждан, которые все вместе платят налоги. Какое бы решение ни принял Суд, я повторю свой комментарий к сообщению А.И. Щербаковой. "Правда победит, а Вы покроете себя позором вечным, несмываемым…" В целом, история ректорства Щербаковой отчасти напоминает историю Кирилла Серебренникова, который за государственные деньги боролся против того самого государства, у которого их брал. За одним исключением: автор фильма «Лето» – талантливый режиссер, настоящий художник, чего нельзя сказать об Анне Иосифовне. Если обобщать и подыскивать сравнения, своим отношением к людям, оказавшимся в ее власти, Анна Иосифовна в чем-то напоминает гофмановского крошку Цахеса, в чем-то Салтычиху, в чем-то иудейского царя Ирода, а в чем-то шекспировскую леди Макбет и даже печально известного петербургского историка Соколова... Но она ничем и никак не похожа на профессионально подготовленного, компетентного и доброжелательного по отношению к своим подчиненным и студентам педагога и руководителя современного российского ВУЗа.
И последний риторический вопрос: разве может руководить учебным процессом тот, кто ненавидит и презирает тех, кого должен направлять и тех, кого должен обучать? P.S. Данная публикация будет направлена в качестве официального запроса в соответствующие государственные органы с просьбой в течение ближайшего времени разобраться в изложенных в ней проблемах МГИМ имени А. Г. Шнитке: в Администрацию Президента РФ в Министерство образования и науки РФ в Министерство культуры РФ в Министерство просвещения РФ в ФСБ РФ в Следственный комитет РФ в Генеральную прокуратуру РФ