Все кантаты Баха. Ансамбль Collegium Musicum и Даниэль Сальвадор

11 февраля 19:00
Кафедральный собор святых Петра и Павла.
г. Москва, Старосадский 7.
Справки по телефону: 8 800 222-61-00
Сезон первый «Бах и Лютер»

Концерт четвертый

Ансамбль Collegium Musicum

Солисты: Дарья Давыдова (сопрано), Анастасия Бондарева (альт), Михаил Нор (тенор), Даниил Чесноков (бас)

Даниэль Сальвадор (орган, Испания)

Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

Комментирует программы крупнейший российский специалист в области старинной духовной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Collegium Musicum продолжает грандиозный духовно-просветительский проект. Великие сочинения немецкого гения звучат на исторических инструментах в превосходной акустике и атмосфере собора. В этой музыке богословские смыслы соединяются с выразительностью музыки барокко, что и тогда и сейчас производит на публику неизгладимое впечатление. Украшение программы – величественное звучание уникального исторического органа собора.

Цикл продолжают кантаты, связанные по церковному календарю с концом января – началом февраля: кантата № 81 «Иисус уснул, на что же мне уповать?» и кантата № 83 «Блаженно время нового завета». Обе они созданы в первый год работы Баха в Лейпциге, куда композитор переехал в 1723 году и где прожил до самой смерти. Бах был музыкальным руководителем четырех городских церквей и каждую неделю готовил новую кантату.

Кантаты №81 и №83 – особенные. Они принадлежат времени перехода от Рождественского периода к Великому посту и написаны на четвертое воскресенье по Богоявлению и на Сретенье. Исполнение каждой из кантат предваряет органная хоральная прелюдия. Кроме того, выдающийся испанский органист Даниэль Сальватор будет импровизировать на тему хорала, который следом прозвучит в кантате – так происходило и во времена самого Баха.

Кантата № 81 «Иисус уснул, на что же мне уповать?» связана с историей из Евангелия от Матфея: Иисус засыпает, и ученики пребывают в ужасе от того, что они погибнут в своей лодке, которая перевернется. Кантата представляет собой, по сути, оперную сцену, оркестр в ей очень яркий и красочный. Бах живописно сопоставляет два контрастных образа: бушует море жизни со всеми невзгодами, но христиане тверды в своей вере, как скалы. Завершается кантата хоралом «Иисус – моя радость».

В кантате № 83 «Блаженно время нового завета» Бах говорит о встрече Ветхого и Нового завета. Главное событие в музыке здесь, как и в предыдущй кантате, – явление Иисуса, которого Бах (а вместе с ним и все мы) встречает с ликованием. Главная тема – радость от того, что с приходом Христа все житейские скорби и даже смерть остаются позади. Роскошный, нарядный оркестр, дополненный духовыми и солирующей скрипкой, соответствует духу большого праздника.

Даниэль Сальватор (орган) – окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию, органист Мадридского архиепископства и Папской Базилики Мадрида. Концертирует по всей Испании, выступает в Париже, Антверпене, Венеции, Риге, Ватикане и т.д. Член Совета Королевской Консерватории Мадрида (2009-2012). Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла.
Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время О. Романенко директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе:

Хоральная прелюдия для органа «Jesu, meine Freude» BWV 713

Кантата №81 «Jesus schläft, was soll ich hoffen?» («Иисус уснул, на что же мне уповать?»)

Хоральная прелюдия для органа «Er ist das Heil und selig Licht»

Кантата № 83 «Erfreute Zeit im neuen Bunde» («Блаженно время нового завета»)

collegiummusicum.ru